Лечение депрессии
- депрессия это аффект, проявляющиеся такими субъективными феноменами, как чувство угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины, самокритика, снижение интереса к внешней активности.
- Эти проявления сопровождаются снижением психомоторной подвижности, безразличием к окружающему, усталостью, снижением сексуальных влечений, анорексией, запорами, бессонницей.
- Депрессивная триада (сниженное настроение, идеаторная и моторная заторможенность)
Препараты для лечения депрессии
Антидепрессанты традиционно подразделяются на следующие основные группы
- селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС)
- трициклические антидепрессанты (ТЦА) и родственные препараты гетероциклического строения (например, амоксапин и мапротилин)
- ингибиторы моноаминооксидазы (ИМАО)
- другие соединения с антидепрессивным эффектом (бупропион, миртазапин, нефазодон, ребоксетин, тразодон и венлафаксин)
Механизм действия антидепресантов, при лечении депрессии, в основном связывают с действием на две моноаминергические медиаторные системы :
- серотонинергическую
- норадренергическую
Которые регулируют:
— процессы сна и бодрствования,
— внимания, процессы восприятия,
— настроение, аппетит
— и другие основные функции
Механизм действия антидепресантов:
- Норадреналин, серотонин и дофамин удаляются из синаптической щели, главным образом, посредством обратного захвата в пресинаптические нейроны.
- После захвата норадреналин, серотонин и дофамин либо снова возвращаются в везикулы для последующего выброса, либо разрушаются ферментом моноаминооксидазой.
- Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, такие как эсциталопрам, блокируют именно переносчик серотонина
- Трициклические антидепрессанты и венлафаксин блокируют переносчики как норадреналина, так и серотонина.
- В результате увеличения количества нейромедиатора в синаптической щели запускаются медленные адаптационные механизмы, что коррелирует с развитием клинического улучшения.
СИОЗС в терапевтических дозах не влияют на обратный захват норадреналина. ИМАО могут усиливать действие биогенных аминов, блокируя их внутриклеточный метаболизм. Эти факты первоначально наводили на мысль, что антидепрессанты оказывают эффект, повышая норадренергическую или серотонинергическую нейропередачу, компенсируя, таким образом, ее предположительный дефицит. Однако по ряду причин эта простая теория неспособна в полной мере объяснить действие антидепрессантов. Наиболее важная из этих причин состоит в отсутствии убедительных доказательств того, что депрессия характеризуется состоянием недостаточности норадренергических или серотонинергических нейромедиаторов. Напротив, у многих депрессивных больных метаболизм норадреналина повышен. Более того, блокада обратного захвата нейромедиаторов под действием циклических антидепрессантов и СИОЗС и подавление активности моноаминооксидазы ИМАО развиваются быстро (в течение часов) после приема препаратов, но антидепрессивный эффект редко проявляется раньше 3 недель. В некоторых случаях может требоваться 6 недель и более.
По-видимому, блокада антидепрессантами обратного захвата моноаминов или моноаминооксидазы является лишь начальным этапом. Терапевтическое действие антидепрессантов является результатом адаптационных реакций, развивающихся внутри нейрона, более медленных по отношению к начальным биохимическим изменениям. В настоящее время ведутся исследования, изучающие медленные изменения в нейронах в процессе развития эффекта антидепрессантов. Например, было обнаружено, что двухнедельное применение циклических антидепрессантов или ИМАО у крыс вызывает снижение числа β1-адренорецепторов, что сопровождается снижением активации аденилатциклазы норадреналином. Многие антидепрессанты также снижают число α2-адренорецепторов и оказывают различные воздействия на 5-HT2-рецепторы. Изменение числа рецепторов, казалось бы, коррелирующее с длительным назначением антидепрессантов (что было установлено в основном на здоровом мозге крыс), не объясняет терапевтический механизм. Не существует убедительной теории, объясняющей, каким образом регуляция числа моноаминовых рецепторов могла бы влиять на расстройства настроения. было обнаружено, что влияние циклических антидепрессантов на мускариновые холинергические рецепторы, как правило, связано с развитием антихолинергических побочных эффектов (например, у амитриптилина, доксепина, имипрамина и дезипрамина). Сходным образом, доксепин и амитриптилин обладают высоким сродством к гистаминовым Н1-рецепторам, чем частично объясняется их выраженный седативный эффект (седация также является результатом блокады мускариновых рецепторов).
Показания к применению антидепрессантов
- Эффективны при:
- Большой (рекуррентной) депрессии
- Биполярной депрессии
- Профилактике рецидивов большой (рекуррентной) депрессии
- Паническом расстройстве
- Социальной фобии
- Депрессии с психотическими симптомами в комбинации с антипсихотическими препаратами
- Булимии
- Нейропатической боли (трициклические антидепрессанты)
- Энурезе (лучше всех изучен эффект имипрамина)
- Обсессивно-компульсивном расстройстве (кломипрамин и СИОЗС)
- Атипичной депрессии (СИОЗС или ингибиторы МАО)
- Вероятно эффективны при:
- Нарушении активности внимания (как дефиците, так и гиперактивности)
- Каталепсии вследствие нарколепсии
- Дистимии (хронической депрессии)
- Генерализованном тревожном расстройстве
- Органических расстройствах настроения
- Посттравматическом стрессовом расстройстве
- Псевдобульбарном аффекте (патологический смех и плач)
- Возможно эффективны при:
- Школьной фобии и тревожном расстройстве, вызванном разлукой
- Расстройствах личности
- при лечении депрессии СИОЗС — наиболее часто применяются как на начальном этапе лечения большой депрессии, так и при других расстройствах
- трициклические антидепрессанты остаются полезными при лечении некоторых пациентов с депрессией и тревожными расстройствами.
- ИМАО вследствие своей токсичности являются препаратами резерва и используются у тех пациентов, у которых другие виды лечения оказались неэффективными
Успех СИОЗС, сместивший трициклические антидепрессанты с позиции средств первого выбора, базировался не на различиях в эффективности, а, скорее, был связан с более высокой их переносимостью (у СИОЗС отсутствуют антихолинергические и кардиотоксические побочные эффекты) и высоким терапевтическим индексом (соотношение летальная доза/терапевтическая доза) в сочетании с легкостью применения. Кроме того, при некоторых коморбидных депрессии заболеваниях, таких как ОКР, СИОЗС имеют преимущество в эффективности над трициклическими антидепрессантами. Тем не менее трициклические антидепрессанты остаются полезными при лечении некоторых пациентов с депрессией и тревожными расстройствами. ИМАО вследствие своей токсичности являются препаратами резерва и используются у тех пациентов, у которых другие виды лечения оказались неэффективными (ИМАО часто эффективны в ситуациях, когда другие препараты не приносят результата). Все новейшие антидепрессанты также имеют более благоприятный спектр побочных явлений, чем ТЦА и ИМАО.